Next Entry

Идея посетить Грузию на велосипеде принадлежала моему супругу. Мы очень любим грузинскую кухню и регулярно балуем себя посещением грузинских кафе и ресторанов. Благо, в в Санкт-Петербурге открылось и продолжает открываться огромное количество таких заведений, где можно покушать хачапури, чанахи, сациви, хинкали и прочие грузинские вкусности. Но в настоящее время среди наших соотечественников все еще распространено мнение, навязанное СМИ, что в Грузии к русским относятся плохо и отдыхать там опасно. Как и большинство наших знакомых, побывавших в Грузии в советское время, сначала я тоже к идее Ильи отнеслась скептически.
Как сейчас помню: августовский вечер 2008 г на Б.Соловецком острове, мой первый соло велопоход … Фестивальная программа клуба бардовской песни «Восток» была прервана фразой «Война с Грузией!». Всю ночь полсотни человек пели военные песни, передавая гитару по кругу... И вот велопоход в Грузию спустя всего лишь 4 года. Но я привыкла доверять своему супругу, и лишь напрасно опасалась,что поездка разочарует его и ожидания не оправдаются. Кроме того, несколько наших знакомых уже съездили в Грузию и вернулись с восторженными впечатлениями.
Сейчас мне смешны заявления политизированных СМИ об угрозе нашей гигантской сырьевой империи со стороны маленькой, но гордой аграрной страны, кстати, тоже Православной. Краткий политико-экономический обзор и перечень советов для подготовки к велопутешествию рекомендую прочитать в моей статье на сайте Велопитер http://velopiter.spb.ru/articles/gruzia.html

Ссылка на карту маршрута (красный маркер-асфальт, розовый-грунт) -http://yadi.sk/d/3mgKd0BK4B1wE

Нитка маршрута: Тбилиси-Манглиси-оз. Тцалка-Нардевани-пер. Тавкветили 2100м-оз. Табацкури 2000 м- пер. Цхрацкаро 2454 м-Бакуриани-Боржоми-Хашури – пер.Сурамский 954м, а/м – Зестафони – пер.584м, – Ткибули – пер. Накеральский 1217м, – вдхр.Шаорское – Абролаури – пер.986м, Хванчкара – Лентехи – пер.Загар 2623м – Ушгули – пер.Угыр 1922м, – Местия – Джвари – Зугдиди-Анаклия - 852 км;
Анаклия-Зугдиди(ночной поезд)-Мцхета –Тбилиси-100 км ;

Наш маршрут потребовал 13 дней ходовых дней, включая 3 полудневки, пересечение Триалетского хребта и часть Главного Кавказского (Сванского) хребта. Пробег составил по одометру 852 км, набор высоты не более 15 тыс., ежедневный набор высоты составил не более 1000м, за исключением 2-х дней; В дополнение к основному маршруту мы провели 1,5 дня на берегу Черного моря в п. Анаклия. В последние сутки накатали еще 100 км в дороге от п.Анаклия до г. Зугдиди , в Мцхете, Тбилиси и окрестностях.

При составлении маршрута мы пользовались отчетами наших коллег:

1-16 сентября 2012

1 сентября. Тбилиси-Манглиси.
Прилетели в 3 часа утра. С марта 2012 года въезд для россиян безвизовый. Вопросов на контроле не было никаких, получили штампы в паспорта. И вот мы в Грузии. Аэропорт современный, от европейского его отличает, лишь отсутствие заперта на курение. В туалете столько дыма, хоть топор вешай.
Велосипеды перевозили в велокоробках, наивно полагая, что это убережет их от повреждений. Но как говорится, панацеи не существует. Очевидно, при таможенном досмотре коробку вскрыли снизу, а потом кто-то из грузчиков перевернул ее как положено, взял за ручки и велосипед выпал.
От удара, другого объяснения нет, на передней тормозной ручке срезало маленький болтик, поломку которого даже трудно предположить,а без этого болтика ручка вываливается!!! Недолго думая, замотали беду изолентой .

Попивая Боржоми, неспешно собрали велики. Еще встретили двух байкеров с Украины. Вид у них был не очень серьезный: без шлемов, с заплечниками. В планах у ребят кататься и пить вино в Кахетии. Один из них забыл болтики для багажника, пришлось поделиться нашими запасами.Также видели группу восточноевропейских велотуристов. Аншлаг, однако! Стартуем в рассвет.
От аэропорта вдоль трассы идет асфальтированая дорожка в центр Тбилиси. Город удивил кипучей жизнью в столь ранний час и вполне европейским устройством. Порадовались красивому стеклянному мосту для пешеходов и велосипедистов, велодорожке на набережной реки Мтквари.

А сама Мтквари сегодня была очень обмелевшей из-за спуска воды в водохранилище. Обнажились старые кирпичные постройки под водой и местный жители с охотой фотографировали это событие. Благодаря облачности, было прохладно.

DkajngtmDCw

В 8 утра , проехав по городу 10 км, мы нашли кафе, где вкусили великолепное харчо и хачапури. В дальнейшем завтракали мы обычно плотно в местных кафе, если они встречались. На обед доедали,то что не съели на завтрак, а ужинали фруктами.

На рынке закупили крупы, бензина для горелки и «двинули на амбразуру». Впереди нас ждал двадцатикилометровый подъем по асфальтовому серпантину на 1000 м. Мы выбрали этот путь осознано, в походе 5 категории сложности наши ураинские коллеги ехали по грунтовке вдоль р. Мтквари по другой стороне от основной трассы, но нам эта грунтовка показалась скучной из-за отсутствия рельефа.
Проезжающие водители восторженно нас приветствовали и подбадривали. И так было практически везде, мы очень быстро привыкли к этому и когда, вернувшись домой, поехали кататься в Финляндию, было даже непривычно, что никто нам не кричит приветствия и не машет руками. Хочется также отметить, что дороги в Грузии превзошли все наши ожидания по качеству покрытия. В некоторых местах ощущаешь себя в Европе!
CJvKcInKQPQ
Начался дождь, который периодически превращался в ливень, и дорога становилась невозможной для подъема из-за текущих обильных ручьев. Мы надели свои желтенькие полиэтиленовые плащики за 200р. В ливень они защищают с ног до головы лучше всяких «гортексов». Кроме того, расстегнувшись в них можно даже ехать.
Чтобы переждать небесные хляби, пару раз мы останавливались под деревьями и на автобусных остановках, где сразу же начинались оживленные расспросы: "Кто? Откуда? Куда едем? Нужна ли помощь?". Люди очень дружелюбные и приветливые.

Лермонтовское "Выхожу один я на дорогу" -отличная иллюстрация к окружающим пейзажам:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
На этом красивом обрыве мы встретили грузинскую семью и ее глава, узнав куда мы едем, предложил нас довезти до Манглиси, т.к переживал,что мы не успеем туда до темноты (20.00), но мы вежливо отказались. Потом не раз на подъемах и перевалах водители нам предлагали помощь в подброске, мы, конечно же, всегда отказывались, но ведь так приятно!

Уже в сумерках начинам спуск по серпантину к Манглиси. Едем практически на ощупь в темноте, фонари доставать не хочется. Хочется уже скорее доехать, а дорога в дырках!Острые ощущения! Несмотря на спуск, едется нелегко, мы промокли и устали, поэтому решили ночевать не в палатке,а поискать в деревне ночлега. И на торговой площади одна девушка взялась проводить нас в гостиницу. Гостиницей оказался обычный дом, где жила наполовину русская хозяйка Лия с семьей. Она отвела нам половину дома с отдельным входом и мы, быстро перекусив, выпив вина (Саперави за 7,5 лари) и приняв душ, крепко заснули.
Итог самого трудного дня нашего похода: ночной перелет, всего лишь 1 час сна в самолете, 78 км и 1600 м набора высоты.

2 сентября. Манглиси-Нардевани
Просыпаемся раньше будильника. Хозяйка кормит нас чудесным завтраком: домашний горячий хлеб, домашние сыр и молоко. Мечта, а не утро, хотя на улице пасмурно! Спрашиваем цену за ночлег, хозяйка отказывается от денег, но мы платим 20 лари ( из расчета, что место в хостеле в среднем стоит 10-15 лари) и дарим игральные карты с видами Петербурга.

Дети Лии провожают нас на дорогу к знаменитой церкви ХII века, по пути заезжаем в местное кафе на площади, где заказываем к определенному времени хачапури и 15 хинкали . Когда я сначала хотела заказать 20, у буфетчицы округлилсь глаза, ведь нормальная порция-всего 5. Несмотря на утро, в отдельных «кабинетах» за занавесками люди уже отдыхают, выпивают и закусывают. Воскресенье!

Нам повезло. В церкви служба. Много молодых прихожан и детей. В глаза бросилось, что дети ходят и играют, балуются внутри и около церкви, и никто их не строжит. Удивительная картина: хор прекрасных мужских и женских голосов поет григорианскую молитву, а вокруг улыбающиеся счастливые дети. На кладбище есть несколько русских захоронений середины ХIХ века. Во времена Российской империи здесь было русское поселение. Церковь восстановлена тогда же.
Стартуем в 13.00 . До озера Тсалка ехали не очень запоминающимися пейзажами: длинные тягуны, поля с сеном и лошадьми. Трафик практический нулевой; все проезжающие машины, аккуратно объезжали, водители и пассажиры радостно приветствовали. За первые 15 км набрали 600 м, дальше в основном равнина. На полях видны какие-то жилые кибитки и скот. Из кибиток к нам с радостными криками «Хеллоу» выбегают дети.
Остановились сфотографировать осликов и мальчика-пастушка, с горы прибежали еще чумазые нечесаные ребята и с интересом стали нас рассматривать, смущенные малыши прячутся за старших. Тогда решаю подарить свой командирский свисток старшему мальчику. Он пригодится ему, чтобы пасти осликов. А я себе еще куплю. Мальчик был очень рад и долго мы ещё слышали свист по долине…
На берегу озера между поселками растут милые пихты и стоит брошенное здание пансионата, так прекрасно подсвеченное заходящим солнцем. Здесь можно было бы хорошо заночевать, но минус, что от дороги всего метров 300, да и мы еще мало сегодня проехали.
Едем дальше, сквозь деревни, стада коров и навоз на асфальте ! Погода портится, начинается дождь, скоро сумерки и вообще прохладно; высота 1640м, ночевать в палатке опять не хочется, мокро и зябко.

У поворота на нужную нам грунтовку стоит прозрачное здание полиции, мы решаем спросить у полицейских, где здесь в округе можно переночевать. Полицейские угощают нас горячим чаем, причем, я прошу чай без сахара, но главный полицейский возражает «сейчас Вам надо с сахаром» и дает мне сладкий чай, который прогоняет напавшую на меня зябку . Совершив несколько звонков, стражи порядка сетуют,что школа , где они хотели нас разместить, сейчас на ремонте и советуют нам заехать в близжаюшую деревню Нардевани, попросить ночлега в любом доме, что и мы делаем. Уже стемнело, но и без фонарей видно какая грязная дорога в деревне, которая еще больше раскисает прямо на глазах из-за усилившегося дождя. Стучим в ворота первого дома, где горит свет и видны люди. Диалог последовал такой:
-Где в деревне можно остановиться на ночлег?
-У нас можно, заходите.
-А сколько будет стоить?
-Недорого, сколько дадите!
Затаскиваем велики во двор, затем пятилетняя хозяйская девочка помогает Ильюше тащить велик в дом через огромные чурки, которыми завален весь двор. А сначала она не пускала нас, думая, что это доктор приехал. Обнаруживаем, что у Ильи спущено переднее колесо, хотя Nokia ultra tour никогда у нас не прокалывались.

Мы оказались в семье учительницы грузинского языка. В череде расспросов нас накормили горячим вкусным супом с домашним лавашом. Суп –густой тан со сливками и пшеницей; соленый, влаговосполняющий и питательный. Спать нас уложили на славные перины.
Итог дня : 63 км, набор-800 м

3 сентября. Нардевани- Табацкури .
В 7 утра пасмурно; льет сильный дождь, но пока собираемся и завтракаем, он превращается в слабый. На завтрак нас кормят лавашом, домашним сыром и сладким чаем. Свекровь учительницы мудро рассказывает о трудностях бытия женщины в деревне и, конечно же, хочется отблагодарить этих добрых людей. За ночлег даем 30 лари, это стоимость полмешка сахара.
Починив прокол, причину которого, так и не нашли, двигаемся в путь. Но сначала осмотр местной церкви на горе. Дорога в деревне, здесь и в других, смесь земли и навоза, которая превращается после дождя в навозную «чачу». В некоторых местах на дороге такие камни, что ехать в гору или с горы невозможно, приходится идти пешком. Велотуфли , колеса утопают , сами представьте, в чём. И тут я слышу фразу с грузинским акцентом «Запаска есть?». Да, это ужасно, но я прокололась. Сверху дождь, снизу «чача». Подъезжаем к магазину, сразу собирается толпа местных и взрослые мужчины, как дети, наблюдают, дают советы, помогают даже инструменты держать. Повезло, что рядом была колонка, где и отмыли покрышку (Nоbbi nik) от налипшего навоза. Прокол оказался двойным. Сначала нашли тоненькую проволочку , а стеклышко только со второй попытки. Провозились долго. Один мужчина просил передать привет всем велосипедистам Ленинграда от армян Грузии. Нардевани, оказывается, армянское село.
Дороги в деревнях из-за скота ужасные, но между деревнями вполне хорошие грунтовки. И при таких дорогах на контрасте -отремонтированные церкви и школы с современными футбольными полями. Радует, что в деревнях столько детей и молодежи. Поля засеяны, много скота. Живет в Грузии деревня, не то, что у нас.
IMG_3027 (1)
В одной из деревень смотритель отпирает нам церковь и пока мы фотографируем, рассказывает, что сейчас в стране порядки хорошие, а не та анархия, что была 10 -15 лет назад, когда «и пьяный ребенок мог за рулем сидеть», но печалится, что с Россией такие плохие отношения, а ведь простые люди страдают, во всем вина политиков. И в дальнейшем мы встретили многих жителей Грузии, которые сожалеют, что в России СМИ представляют их «злыми волками». Пару раз в деревнях нас приглашали на чай, но мы вежливо отказывались.

Подъем на перевал Тавкветили (2100 м) был запланирован из с. Бурнашети В селе все показывали нам дорогу, в последнем доме женщина спросила все ли необходимое у нас есть, чтобы идти на перевал, достаточно ли хлеба с собой, как будто перевал 5 тыс. метров. Какие люди!

За селом начался веселый кошмар: глинистая скотная грунтовка размокла от дождя и превратилась в «клей», который забился под покрышки и налип на колеса и вилку комьями. Я уже испугалась, что нас ждет 20 км такой дороги, но оказалось, что лишь 200 м подъема. Дальше пошла брусчатка. В некоторых местах дорожка заросла травкой. Морось сменяется дождем и наоборот; t- 10-12 гр..
Подъезжаем к броду и тут у меня возникает ощущение, что я снова на п-ве Рыбачьем в Мурманской области, где я каталась всего 2 недели назад : туман, морось, брусчатая грунтовка, голые скалы вокруг, очередной брод, мокрые ноги…Нет, я в Грузии. И этот брод был единственным за весь поход, кроме того, он был нам необходим, чтобы отмыть велики от «клея» из глины.
Чем ближе к перевалу, тем облачнее, видимость падает до 100 м, как и возможность ехать, слишком круто, идем пешком. Выходим на грунтовку хорошего качества, на которой есть автомобильные следы, возможно, она идет из Кизил-Килиса.
Недалеко от перевала встречаем деда на коне с мешком картошки. Он стал нас умолять выпить с ним водки, и практически свалился с коня, т.к очевидно полбутылочки уже приговорил, но несмотря на свое нетрезвое состояние, умело «припарковал» коня. Жаль старику отказывать и выпили немного из крышек своих фляг,а старик прямо из горла. Согрелись от пары пробочек, но дед был неугомонный и все старался нам налить еще. И мы попросту сбежали. Сели на велосипеды и уехали. Весело!
На перевале мы попадаем в овечье стадо, а после перевала прямо-таки в рай.

Туман рассеялся, первый раз за 3 дня выглянуло солнце, и хорошая погода нас больше не покидала. Появились горы, атласное голубое небо, озеро Табацкури (2000м), сосновые рощи, поля, где гуляли стада овец; грациозно скакали и паслись лошади, а ветер игриво развивал их гривы и хвосты. Идиллические картины.

После спуска к озеру по дороге к с. Табацкури было прекрасное место для ночевки: на берегу в сосновой роще, но вот только ночевать в палатке совсем не хочется сейчас. Мы мокрые, как мыши, дует сильный ветер, и, несмотря на солнце, довольно холодно. И я мечтаю о теплом домике с видом на озеро, и, конечно же, моя мечта становится реальностью.

Прямо на берегу озера стоит маленькая гостиница- коттедж. Мы заселяемся в приятный номер с прекрасным видом на озеро и горы за 30 лари с чел. Отсутствие и холодной, и горячей воды было компенсировано замечательным застольем. Управляющий Андрюш, он же местный ренджер, пригласил нас на ужин. Внизу дома большая красивая гостиная-кухня с камином , там только что отпили-отгуляли человек 25, антураж соответствующий. А мы и гости управляющего (я была единственной женщиной) сели за маленький столик, где уже были тарелки с недоеденной едой. Новые тарелки с закусками ставились прямо сверху на предыдущие без уборки, и так пару раз, Очевидно, что мужчинам не гоже женской работой заниматься, убирать со стола, поэтому строятся такие «пирамиды». Домашнее вино было очень вкусным, как и шашлык из камина, корюшка, которую разводят в озере, домашний сыр, лаваш и овощные закуски. Пили много: мы -вино, наши сотрапезники –водку. Расспрашивали нас скромно, а мы узнали, что в Табацкури тоже армянская община, что здесь будет нац. парк, и что ставить палатки на берегу озера можно спокойно, велосипедисты бывают здесь часто, но в основном украинцы и европейцы, и приезжают со стороны Бакуриани из Боржоми.
Ночью проснулись от того, что нам плохо. Неудивительно! 4 стакана вина даже такого очень вкусного для моего организма неприемлемо много. Вот оно кавказское застолье! Мои страдания смягчают полная луна и звезды, которые очень красиво освещают горы и озеро. На улице +5.

Итог: 43 км -грунт, набор 700 м

4 сентября. Табацкури-Боржоми.
Несмотря на ночное недомогание, просыпаемся , как огурцы, без похмелья. Варим в кухне гречку. К ней нам дают овощи и сливы.
После завтрака Андрюш проводит нам экскурсию по селу, показывает церкви. Село большое: ЗИЛы и трактора (производства еще советских времен) возят сено, люди косят, гуляет скот…

На выезде из села встречаем табличку-указатель веломаршрута к озеру Табацкури!!! Дальше нас ждет подъем на перевал Цхрацкаро (2451м).

Грунтовка отличная, прекрасные виды на долину, цветы, внизу течет речка и периодически мы слышим детские и взрослые голоса, «Хеллоу» кричат они нам. Всем нам рады, это так приятно!
8JjTriRXTgs

На перевале Цхрацкаро у нас ( единственный раз за весь поход) проверяют документы военные, а я играюсь с маленькими вислоухими кавказиками , они такие ласковые ,что совсем не скажешь,что из них вырастут грозные сторожевые псы.

Вид на долину потрясающий и где-то в ее лесах водятся волки и медведи, которые могут схватить кавказиков за уши, потому-то овчаркам их и обрезают.

Спускаемся в Бакуриани (1670) по грунтовке среднего качества, средняя скорость 15-20 км/ч, если ехать быстрее – слишком трясет, да и виды классные, хочется налюбоваться просторами. Бакуриани- горнолыжный курорт, в советское время чуть ли не № 1 в Союзе. Одна наша знакомая дама 70 лет, тренер по горным лыжам, рассказала нам много страстей про свой отдых в Грузии в советское время. Все это кануло в лету. Сейчас другие времена.

В Бакуриани грунтовка заканчивается И вкусно перекусив в кафе , мы помчались по асфальту с 1670м на 800м, местами скорость была 60-70 км/ч! О, Боже, какое счастье, этот спуск к Боржоми. Становилось все теплее, пахло хвойными лесами, серпантин и окружающие виды радовали глаза; трафик практически нулевой, дорога отличного качества. Можно конечно ехать по грунтовке между р. Боржомула и жел. дорогой, но вряд ли бы там было можно так весело ехать! Сделали для себя вывод, что при планировании маршрута стоит учитывать, что подниматься лучше по плохой дороге, не намного медленнее получается, чем по хорошему покрытию, а спускаться однозначно лучше по хорошей дороге. Каждые несколько км мы устраивали привал, чтобы насладиться видами и «остудить» тормоза, ведь у Ильюши вибрейки, которые, кстати, не потребовали замены за весь поход. Вот, что значит тормозить правильно, т.е не пользоваться тормозами*смайл*.

В Боржоми зарулили в инфо-центр за 10 минут до закрытия, где сотрудник Артур провел нам часовую экскурсию по достопримечательностям курорта и по нашей просьбе порекомендовал прекрасное место для ночевки в палатке: в конце Боржоми-парка у бассейна с источником.
Есть нац парк Боржоми-Харагаули, а в черте курорта есть Боржоми-парк с настоящей водой Боржоми, с павильонами, каруселями и другими курортными развлечениями. Нужно заехать в парк и ехать вдоль речки 2,5-3 км сначала по асфальтовой дорожке, потом по живописной грунтовке, которая заканчивается небольшим полем с бассейном, в котором непрерывно течет теплая минеральная вода (t-30 гр.) Мы приехали, когда уже совсем стемнело. На покатой поляне было две палатки, люди , наверное, уже спали. Поставили палатку на берегу речки Боржомки и недалеко от бассейна.
Как романтично было купаться голышом в теплом источнике под звездами черного кавказского неба. И, наконец-то, мы ночуем в палатке. В помещении целесообразно ночевать, когда льет дождь, холодно и ветрено, а когда тепло и мух нет, ничего нет лучше, чем спать в палатке или вообще без нее. В полночь приходили местные купальщики, а в 3 часа утра я проснулась, думая, что уже рассвет, а оказалось,что и этой ночью включили лунный светильник на полную мощность-полнолуние.
Итог дня: 69 км, спуск с 2461 м на 800 м

5 сентября. Боржоми –Хашури- Сурами-Малити
Проснулись рано. С 7.00 после открытия парка стали подтягиваться купальщики. Сейчас довольно свежо и купаться совсем не хочется, да и как было здорово вчера всего лишь вдвоем, а не как сейчас в «бульоне с фрикадельками».

Приятно ехать по пустому парку, и я уговариваю Ильюшу отступить от нашего сегодняшнего плана и полдня «отдохнуть на водах».
И мы пьем Боржоми из источника, плотно завтракаем в домашнем кафе (30 лари-6 блюд, лимонад), любуемся Боржомским ущельем с канатки и с колеса обозрения, где мы первые и единственные посетители.

И напоследок краеведческий музей Боржоми . Мне он очень понравился. Какого ребенка, родившегося в СССР, не лечили минералкой «Боржоми»?

Волнующе было увидеть бутылочки и наклейки детства. Лечебные свойства этой минеральной воды были известны еще в царской России, а в советское время Боржоми был один из самых популярных мин. курортов. Местные жители советуют пить эту минералку не более 0.5 л в день, а при болезнях желудка только подогретую. Больше количество не стоит, т.к она может «расслабить» живот. Знакомый многим с детства вкус вода приобретает лишь, постояв некоторое время, а сначала, когда наливаешь ее в бутылку из источника, вкус у нее просто железистый. Средняя стоимость 1 литра по стране -1-1,5 лари за литр. В Боржоми-парке – минералка бесплатно, вход в сам парк стоит каких-то символических денег, после 7 вечера бесплатно.

Посетив музей, выезжаем по шоссе. Очень жарко и душно, температура за 30, солнце палит. Трафик есть, но нас аккуратно объезжают, бесконечно приветствуя сигналами и возгласами, некоторые люди фотографируют. Мы решили не сворачивать на пыльную и ухабистую грунтовку, идущую в объезд шоссе по поселкам.

Наш путь лежит до Хашури (плавный спуск) и далее в Сурами, где есть крепость, которую я очень хочу увидеть после просмотра фильма весьма оригинального режиссера Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости». Очень рекомендую посмотреть этот действительно высокохудожественный фильм об истории и характере грузинского народа.
Сама крепость сейчас всего лишь развалины с грузинским флагом, которым отмечены все крепости в Грузии. От Сурами едем по грунтовке к дороге на Харагаули. Раньше эта дорога вдоль железки до строительства трассы Тбилиси-Кутаиси была основной и асфальтированной, а теперь она вырвана из цивилизации и превратилась в красивую грунтовку для велосипедистов, но местами, особенно вначале на подъеме попадаются небольшие куски асфальта, трафик нулевой.
Заночевали прямо на серпантине, недалеко от тропинки ведущей в лес, на ровной полянке над дорогой. Ночью проехало несколько поездов, и кто-то прошел по тропинке.
Итог: 62 км (отставание от плана 65 км)

6 сентября. Малити-Сазано
Проснулись в 7.30. Надо сказать,что по будильнику мы за весь поход не просыпались ни разу. Все-таки отпуск. Организм просыпался сам, когда надо.
Пока еще нежились в спальничках этим теплым утром, мимо прошел местный житель и опять же сфотографировал нашу палатку. А когда мы уже почти собрались, среди наших вещей разбросанных на полянке, появилось стадо коров, а потом и пастух- колоритный дедушка в огромной грузинской кепке. Жаль, сфотографировать не удалось.
Рядом с ночевкой на дороге обнаружили родник с вкусной водой, где мылись и стирались. С водой в Грузии проблем у нас никогда не было, родники встречаются на дорогах повсеместно.

Грунтовка вдоль железной дороги очень живописная, она проходит вдоль границы природного парка Боржоми-Харагаули, вдоль нее обильно растут ароматные базилик и чабрец . Спускались по ней медленно, не более 12-15 км/ч.

Понравился ж/д мост с огромными ампирными арками, очевидно сталинских времен постройки. Сегодня самый жаркий день, пьем очень много. В Харагаули заезжаем в рабочую столовку, где нас за очень дешево накормили вкусным харчо с большим количеством мяса (10 лари за 2 тарелки). Я дома даже половину такого количества мяса не кладу в суп. Далее продолжаем путь практически везде по асфальту к г. Зестофони.

В одном маленьком магазинчике покупаем овощи и шоколадки. Сетуем,что нет винограда в продаже, тогда пожилая грузинка идет в сад, рвет несколько кисточек черного, тут же моет его в тазике и дарит нам. Виноград самая лучшая еда в жару и не только, каждый день съедаем по килограмму.

Весь колорит и истинную жизнь страны можно увидеть и прочувствовать именно вне города. Нам, жителям большого мегаполиса, города совсем не интересны, поэтому мы не уделяем им должного внимания и просто проезжаем мимо, как неизбежность. В Зестофони на мосту козы чуть в реку не попрыгали от страха, увидев нас «невиданных зверей». Очень смешные у них были мордочки в этот момент. Многие домашние животные, увидев нас, «обмирали» от испуга и это, при том, что проезжающие мимо автомобили совсем их не волновали. Видно не часто ездят велосипедисты на грузинских дорогах.
В Зестофони нам пришлось проехать 5 км по центральной трассе до нужной нам грунтовки. Это очень неприятно, трафик непрерывный, в основном фуры, грузовики; обочина маленькая и пыльная; обгоны по правой полосе. Наконец-то сворачиваем на пусть и также пыльную, но все, же более спокойную грунтовку в сторону Ткибули.
Равнина очень заселена, везде дома и поля, поэтому на ночевку ставим палатку на меже между гранатовой рощей и кукурузным полем.
Гранаты еще не созрели. Ужинаем фруктами, моемся припасенной водой, спим без спальников .Жарко.

Итого: 74 км

7 сентября. Малити-Амбролаури
В 5 утра задул очень сильный ветер, но освежающий дождь так и не пролился. Утром пришел хозяин поля и предложил нам помощь, еду и вино, но мы вежливо отказались. Ехать лучше пораньше по такой жаре. До завтрака поднялись к Ткибульскому водохранилищу, где и позавтракали с прекрасным видом на него (острый куриный суп, хачапури, салат, лимонад. Все-16 лари за двоих).

Само водохранилище довольно илистое и мелкое, купаться здесь не хочется. За горой Ткибули начался подъем в Нижнюю Сванетию. На пер.Накеральский 1217м взбирались долго и потно, около 3-х часов. Хорошо на горе висела туча, стало не жарко и даже пришлось одеться на спуск.
Здесь мы ожидали встретить или плохой асфальт, или просто грейдер, но оказалась отличная, недавно заасфальтированная дорога со свежей разметкой. Это сказка, такие серпантины и спуски!
Спуск к водохранилищу очень живописный: зеленоватая вода, леса, небольшие скалы. Много потенциальных мест для ночевки, но у нас по плану еще ехать и ехать.
На Шаорском водохранилище, мы узнали, что такое современная грузинская полиция. Встретили ее сотрудников, побеседовали «откуда-куда, все ли в порядке» . Отъехали километр и тут к нам несутся собаки, а я их очень боюсь и поэтому начинаю визжать. Очень громко, громче собак. Через пять минут приезжает полицейский джип и до ночевки он нас не покидает. Причину такого внимания ( ну, не из-за моего же визга) мы поняли только на следующий день. Полицейские, которые по-русски говорили с трудом , уклонялись от ответов на наши вопросы. А в тот момент было так : мы едем на берег перекусить с красивым видом и джип за нами, мы посмотреть церковь или «пробку» водохранилища по очень классной грунтовке вдоль воды, и джип не отстает.
Заехали и в известную церковь Никортсминду на закате и полицейские, подъехав к ней, оба перекрестились. Вроде как надо уже палатку ставить, да вдруг они нас караулить будут, поэтому решаем доехать до г. Амбролаури (здесь находится знаменитая свои вином деревня Хванчкара) и заночевать там в гостинице или хостеле, тем более надо подзарядить наши девайсы перед подъемом в Верхнюю Сванетию. Спрашиваем полицейских о такой возможности. Они сначала предложили довезти нас в кузове, а когда мы отказались, показали таки нам дорогу в дом, где мы и заночевали.
Хозяйка семьи, в которую мы попали, приготовила нам аджахури ( попросту картошка жаренная со свининой), была и домашняя Хванчкара. За вечер выпили литр, 1-й раз после застолья в Табацкури. Условия очень комфортные, после сытного ужина спится сладко.
Итог: 74 км

( 6 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
asana_ua
Sep. 4th, 2014 08:40 am (UTC)
спасибо, скорее всего возьму за основу
а на каких велах катили? спасибо
angelika_aisa
Sep. 4th, 2014 01:17 pm (UTC)
На обычных мтб с 26 колесами, у меня была резина нуби нук , у супруга антипрокольные слики, но и уровень катания у него выше, как и вес рюкзака. Я на сликах бы в некоторых местах возможно не справилась... Наприимер, в горах на мокрых камнях...
asana_ua
Sep. 4th, 2014 04:13 pm (UTC)
спасибо
Andrey Luksha
May. 31st, 2016 08:51 pm (UTC)
Грузия прекрасна!
Спасибо за рассказ, планирую в Июле ехать, прокладываю маршрут!
Скоро в путь!

Попутного ветра,
вело товарищ из Беларуси.
Георгий Кацадзе
Jun. 21st, 2017 11:56 am (UTC)
Молодцы!!!
Какие молодцы,что не испугались наших,российских СМИ о плохом отношении к русским в Грузии!!!В 2012-ом году в сентябре мы отдыхали в Грузии и на море в Кобулети,в 30 км к северу от Батуми,гостили в русско-грузинской семье(как,обычно,муж-грузин,а жена-русская с Калужской области)-жаловались,что не могут уговорить родных приехать отдохнуть.В 2013-ом все-таки приехали-16 лет не виделись-жертвы информационной войны!!!Но,все-таки лучше не надо георгиевских ленточек,советских и российских флажков,политики-отдыхайте!!!Пишите прекрасно,но есть ошибочки-в грузинском как слышится,так и пишется-в 1-ом классе писал"сабака"!!!Церковь Святого Николая будет-никорцминда(в грузинском больших букв нет!!!)В Тбилиси-Святая гора-мтацминда...Блюдо не"аджахури",а оджахури от грузинского"оджахи"-семья!!!За ваше путешествие"отлично"!!!
( 6 comments — Leave a comment )